Интервью Вячеслава Позднякова в фотожурнале о фото «В Кадре» о работе фуд-стилистом. Июль 2012г.

Профессиональный фуд-фотограф с художественным и кулинарным образованием. За восемь лет он завоевал известность не только в России, но и за границей. В портфолио Вячеслава – искусные и оригинальные работы для ведущих ресторанов и кулинарных изданий.

— В одном из интервью Вы выступили в роли шеф-повара, фуд-стилиста и фотографа. Кто Вы на самом деле? Кем себя ощущаете?
— Нет такого, чтобы я ощущал себя только фуд-стилистом, например. Мне приходится заниматься всем. Сейчас очень высокие требования к фотографии и каждый хочет сделать красиво и необычно, поэтому мне приходится стоять на кухне вместе с шеф-поваром. Иногда проще сделать самому, что займет 10 минут, чем объяснять, почему так, а не иначе.

— У Вас есть специальное образование?
— Я многому обучался. Есть у меня художественное образование, учился на повара, фуд-стилиста и фотографа.

— Где получили образование фуд-стилиста?
— В Голландии. В частной школе, специализация «фуд-стилист».

— В России Вы видели что-то подобное?
— Нет. Этого нет. Есть какие-то фейковые курсы по этой профессии, и я не понимаю, кто их может вести, если в принципе фуд-стилистов у нас пару человек всего. Ну кто их может вести? Наверно, обычные фотографы.

— Вы не задумывались о проведении своих мастер-классов?
— Я был бы не против, если бы не объем работы, которой я сейчас загружен. У меня нет времени на это. Но у меня масса предложений из разных городов. В будущем я планирую открыть школу и проводить семинары в этом направлении.

— Как обычно строится работа фуд-стилиста?
— Если мне предлагают «отфоткать» блюда для меню, я не соглашаюсь: это не мое. Соглашаюсь, если нужно сделать работу качественную: где предусмотрены мое участие, правильная подача, присутствует грамотное ТЗ — что нужно сделать, в каком объеме, можно ли затем расписать ингредиенты, посмотреть меню, узнать, какие продукты докупить. И уже потом разложить по съемочным дням. А после этого приступить к работе. В этой работе я принимаю самое активное участие, потому что то, что идет с кухни, к сожалению, для фотографии не готово. Процесс может занять от 15 минут до часу. Готовить блюдо лучше самому, чем гонять шеф-повара. И самое главное, если цель моей работы в том, чтобы это продавалось: я не просто беру и выкладываю как попало, как мне нравится — это неправильно. Я делаю так, чтобы продукт продавался. Т. е. я зарабатываю на том, что делаю сложную работу и, естественно, приношу двойной, четверной доход ресторану или кому-то еще, продавая этот продукт. Самая главная моя фишка – правильная подача: начиная с кухни и заканчивая фотографией. Потому что шеф-повар не может видеть, как это будет выглядеть через объектив. Он выкладывает красиво, но в кадре все смотрится по-другому. Поэтому здесь сложность состоит в том, чтобы правильно подать. Второе направление, которым я занимаюсь, более сложное, то, чем в принципе у нас не занимается в Москве никто: я предлагаю новую подачу для ресторана. У меня есть три варианта съемки. Первый вариант — мне дают блюда, которые уже готовы, я делаю поправки в них и дорабатываю, не меняя рецептуры, снимаю. Второй вариант — я делаю свою подачу, более правильную, она будет выглядеть красивой не только на фотографии. Она будет для гостей правильнее, вкуснее. Потому что можно салат подать так, что он будет просто салатом, а можно так, что он будет очень эффектно смотреться. Хотя там небольшие передвижения, но это надо чувствовать, это надо знать. И третий вариант — это разработка нового слова подачи. Я уменьшаю, увеличиваю количество порции, т. е. совершенно меняю все. Если ресторан хочет уменьшить количество граммов, я делаю так, что на фотографии будет то же самое: эффектно, много — но по весу это будет меньше. Т. е. я могу варьировать как угодно, так как у меня поварское образование.

— Получение поварского образования было чем-то мотивировано?
— Изначальная мотивация — выучить английский язык. Появилась возможность — поехал в Голландию, где провел очень много времени: учился, практиковался в английском, работал. Потом потихонечку пошло дальше, в другие страны поехал работать и через некоторое время понял: закончилось все интересное, что можно было найти для себя. А потом, мне не нравится работать на одном месте. Мне нравится постоянно менять все, что-то новое узнавать, двигаться. Поэтому я получил образование повара и стал работать сам на себя. И еще одна важная деталь. Мне всегда нравилось отвечать за работу самому, т.е. для меня не очень приемлем вариант, когда четыре-пять человек делают, а я отвечаю за их плохую работу. Так в принципе и происходило, когда я уехал за границу и работал на кухне: люди практически ничем особо не занимались, т.е. курили, у них не было дел, а единственный, кто на кухне работал, это я. Я всегда найду, что убрать, почистить, подготовить, был всегда в процессе. Мне это очень нравилось.
Понятие фуд-стилист — очень разностороннее: это может быть человек, который выкладывает красивые вещи из каких-то штучек, например. У меня же свой собственный подход к этому. Вы знаете, что я использую только натуральные продукты? Мне легко с ними работать, потому что я знаю всю подноготную, как, что, из чего это делается. Раньше применялись искусственные наработки, потому что люди не знали кухни. Они использовали всякие клеи. Мне проще использовать натуральный продукт. Также важны расчет схемы съемки, скорость процесса, которые зависят от продукта. Мне достаточно рассчитать по времени, сколько это займет. Я выставляю и снимаю. В принципе не надо использовать какие-то там спецсредства вонючие, какие-то краски непонятные. Я вообще не представляю, как это можно использовать. Должно тошнить от этого.

— А мороженое? Его просто так не снимешь?
— Не снимешь, да. Мороженое — очень сложная съемка, очень. Я использую натуральное мороженое. Я добиваюсь той консистенции, того уровня температуры, который нужен для того, чтобы создать этот шарик. И съемка реально очень сложная, но все это можно сделать. Конечно, не в условиях ресторана, где тебе приносят мороженое, которое есть, и ты должен его использовать. Не было еще ни одного ресторана в моей практике (а снимал я множество ресторанов), чтобы красиво шарик вылепили. Понятие красоты у них — это что-то смазанное и некрасивое, которое на экране получается настолько страшным, что невозможно это кому-то отдавать.

— Обычное оборудование, которое Вы используете при съемке?
— Обязательно софтбокс, фотоаппарат. Для меня использование любого света приемлемо, я могу пользоваться любым светом, начиная от обычного дневного из окошка и заканчивая софтбоксами, зонтиками, чем угодно. Я могу выставлять схему так, что не догадаешься, как это сняли. Здесь нужно очень хорошее знание света — затемнение, отражение.
Иногда приезжаю в ресторан, снимаю, мне говорят — со светом, но это обычный свет. Для упрощения я беру софтбокс. Один или два, непринципиально, но один должен быть.

— Какой должна быть команда у фотографа, снимающего еду?
— В практике европейцев всегда весь процесс раскладывается, каждую операцию выполняет отдельный специалист. У нас немного упрощается, меньше используется людей. Но мне очень сложно сказать, сколько. Для меня неприемлемо работать с каким-то фотографом, если я фуд-стилист, потому что сделать всю работу и потом ему еще сказать, как это должно выглядеть, свет поставить… Если он будет задерживать мою работу, а я еще буду им заниматься, вы представляете, как усложняется все. Поэтому я не понимаю, как работают стилист и фотограф. Два совершенно разных человека, и они должны как-то уловить эту идею, а это очень сложно, потому что стилист, как правило, не фотограф. Фотограф видит картинку через объектив, а стилист — в общем. Сколько человек? Чем меньше, тем лучше. Лучше, когда один. В Европе есть фотографы, которые сами делают еду и фотографируют ее. Тогда это получается очень красиво. Потому что у нас индустрия на какой-то синтетике построена в основном, для большинства это не видно, но она неживая. Самое главное, что у человека, который занимается стилистикой и едой, как минимум должно быть поварское образование. Т. е. я не представляю, как можно работать с продуктом, не зная, что это за продукт, как он ведет себя, как он делается и должен выглядеть, когда его готовит шеф-повар.

— Вы можете посоветовать, на какие кулинарные журналы стоит обратить внимание начинающим фуд-стилистам?
— Я бы ориентировался на европейские журналы, это серия BBC. Там как раз натуральный продукт очень хорошо показан. Потому что у нас в основном все фотографии построены на салфеточках и тарелочках, они рассчитаны на определенный класс домохозяек, которым очень нравятся красивые тарелки и красивые салфетки. Эти салфетки продаются через журнал, но это немножко другое.

— Как можно получить свой первый заказ?
— Мой совет очень простой. Я начинаю с того, что предлагаю какие-то варианты. Пускай это даже бесплатно будет. И обязательно должно быть желание что-то сделать. Спроси себя, какие цели ты преследуешь. Достичь какого-то уровня и быть в этом профессионалом, к чему-то идти? Тогда нужно трудиться, пытаться что-то новое делать — и не ради денег. Для того чтобы получить заказ, нужно иметь портфолио, но для этого надо работать, может, даже дома, пытаться что-то сделать, пройти какие-то курсы, хотя бы поварские.

Статья опубликована в фотожурнале «В Кадре».